Распечатать Страница

Программа по антикорупционному воспитанию школьников

 

Цель антикоррупционного воспитания в МКОУ “ООШ №19”  – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Ожидаемый результат сформирования личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
  • научиться распознавать коррупцию;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
  • воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям;
  • неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
  • способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни лицея, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания   является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда – социальные дисциплины: обществознание,   литература, история, и т.п. В связи с этим в учебно-методические комплекты по истории, обществознанию, литературе  5-9 классов внесены учебные модули,  реализующие антикоррупционый компонент воспитания. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и  экономических наук.

В план воспитательной работы всех классных руководителей включить мероприятия данной тематики.

 

Пути формирования  антикоррупционного сознания школьников

МКОУ ” ООШ №19″

  • использование в качестве положительного примера  отсутствие случаев коррупционного поведения при проведении тренировочного тестирования, ЕГЭ и ГИА,  спортивных соревнований, олимпиад.
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у  учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Продвижение передового педагогического опыта по формированию у учащихся правильных ценностных и нравственных установок, противодействующих развитию коррупции.

Работа по формированию антикоррупционного сознания школьников планируется проводить на всех ступенях школьного образования с учетом возрастных особенностей учащихся:

  • Организация  воспитательной  работы с учащимися начальной школы 

Цель: Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка.

Формы работы:  Беседы-убеждения,  ролевые игры, конкурсы рисунков.

  • Организация  воспитательной работы с учащимися 5-7 классов 

Цель: Формирование навыков совместной организации порядка в классе, в школе, в обществе.

Формы работы: коллективно-творческие дела, ролевые игры, творческие  конкурсы рисунков.

  • Организация  воспитательной работы с учащимися 8-9 классов  

Цель: Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам, на основании действующего законодательства.

Формы работы: Обучающие  практикумы, просмотр документальных фильмов.

 

 

Так в начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

  • Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
  • Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

В рамках уроков   истории и обществознания  в средней и старшей школах рассматриваются  элементы по антикоррупционной проблематике.

Разделы истории

Элементы стандарта, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией

Элементы содержания по атикоррупционной проблематике

Всеобщая история

История Древнего мира

5класс

  Архаичные цивилизации Древности. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.  Возникновение исламской цивилизации.

Появление бюрократии.

Коррупция в Древнем Египте и Шумере.   Древнеиндийский трактат о коррупции.

Коррупция в Римской империи. Римское право о коррупции.

Возникновение христианства. Христианская этика.  Отношение к взяточничеству в мировых религиях.

История средних веков

6класс

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития.  Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Индульгенции как средство коррупции. Продажность церкви.

Абсолютизм и коррупция. Фаворитизм. Бекингем. Фуке. Казнокрадство.

 

Новое время

7 класс

 Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму.

Идеология Просвещения и конституционализм.  Становление гражданского общества.

Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.  Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Н. Макиавелли  и  Т. Гоббс о коррупции.

Формирование идеологии Просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества.

Панамский канал, объединение Германии и «рептильные фонды» Бисмарка. Американские железные дороги. Коррупция в колониальном Китае.

От Новой к Новейшей истории:
поиск путей развития индустриального общества8класс

 

Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.

Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Дело Ставиского Развитие политической коррупции.  Связь коррупции и типа  политического режима. Политический лоббизм.

 

Человечество на этапе перехода
к информационному обществу9 класс
 Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.

 

Партийная коррупция. Появление клептократических режимов во второй половине XX в. Коррупция – общий вызов для стран с переходной экономикой. Транснациональные корпорации и коррупция. Коррупция и глобализация. Противодействие коррупции в отдельных странах. Формирование международного антикоррупционного законодательства.

История России

Русь в IX – начале XII вв.

 

  Происхождение государственности у восточных славян.  Право на Руси. Становления судебной системы на Руси. Развитие законодательства
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.

 

Система кормлений, мздоимство, лихоимство, посулы.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

 

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Реформы середины XVI в.  Первые Романовы.   Социальные движения XVII в.

Формирование разветвленной системы управления в России. Местничество как принцип формирования госаппарата. Система кормлений. Системный характер коррупции.

Судебник 1497 г. Судебник 1550 г.,   Борьба Ивана IV  с  взяточниками. Вымогательство в царствование Алексея Михайловича. Восстание 1648 г. и система наказаний за взятки в суде в Соборном Уложении 1649 г.

 Россия в XVIII – середине XIX вв.

 

 

Петровские преобразования.   Абсолютизм.  Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации.  Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Русское Просвещение.

Антикоррупционная деятельность Петра I. Мздоимство Меньшикова. Система «кормления от дел» при Анне Иоанновне.

Борьба со взяточничеством при Екатерине II. Идеалы просвещения и российские реалии. Борьба с взяточничеством и казнокрадством При Александре I  и Николае I .

Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

 

Реформы 1860-х – 1870-х гг.  Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы.  Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.

Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне.

 

Российское чиновничество. Двойные стандарты в борьбе с коррупцией в Российской империи. Причины живучести коррупции («меньшее зло» по сравнению с революционным движением, высокая степень государственного вмешательства в экономику).
Революция и Гражданская война в России

СССР в 1922-1991 гг.

9 класс

Революция 1917 г.   Провозглашение и утверждение Советской власти.   Формирование однопартийной системы.

Политика «военного коммунизма».

Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. «Застой».

Причины распада СССР.

 

Отрицание коррупции как системного явления.   Декрет о взяточничестве 1918 г. Нэп и коррупция. Факторы, препятствующие распространению  коррупции в    СССР и факторы, способствующие ее сохранению. Борьба с коррупцией как борьба за  устранение  политических противников. Тоталитарная модель борьбы с коррупцией. Авторитарная модель борьбы с коррупцией.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)

9класс

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Либеральная и олигархическая  модели  борьбы с коррупцией. Особенности коррупции в современной   России, ее системный характер, создание    коррупционных сетей. Причины распространенности коррупции. Правовая демократическая модель борьбы с   коррупцией.  Национального  антикоррупционный  комитет,  Совет по противодействию коррупции.  Федеральный закон «О противодействии коррупции»

 

Формы проведения: классные часы в форме дискуссий и

ролевых игр, беседы, конкурсы, круглые столы.

Рекомендуемые темы:

1. Быть честным. По законам справедливости.

2. Проблема «обходного» пути.

3. Откуда берутся запреты?

4. Быть представителем власти. Властные полномочия.

5. Когда все в твоих руках.

6. Что такое коррупция?  Как решить проблему коррупции?

7. Закон и необходимость его соблюдения.

8. Государство и человек: конфликт интересов.

9. Требования к человеку, обличенному властью.

10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://privolny19.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%be%d1%80%d1%83%d0%bf%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf/