Цель антикоррупционного воспитания в МКОУ “ООШ №19” – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Ожидаемый результат – сформирования личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
- научиться распознавать коррупцию;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
- формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
- воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям;
- неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
- способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни лицея, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.
Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда – социальные дисциплины: обществознание, литература, история, и т.п. В связи с этим в учебно-методические комплекты по истории, обществознанию, литературе 5-9 классов внесены учебные модули, реализующие антикоррупционый компонент воспитания. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.
В план воспитательной работы всех классных руководителей включить мероприятия данной тематики.
Пути формирования антикоррупционного сознания школьников
МКОУ ” ООШ №19″
- использование в качестве положительного примера отсутствие случаев коррупционного поведения при проведении тренировочного тестирования, ЕГЭ и ГИА, спортивных соревнований, олимпиад.
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Продвижение передового педагогического опыта по формированию у учащихся правильных ценностных и нравственных установок, противодействующих развитию коррупции.
Работа по формированию антикоррупционного сознания школьников планируется проводить на всех ступенях школьного образования с учетом возрастных особенностей учащихся:
- Организация воспитательной работы с учащимися начальной школы
Цель: Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка.
Формы работы: Беседы-убеждения, ролевые игры, конкурсы рисунков.
- Организация воспитательной работы с учащимися 5-7 классов
Цель: Формирование навыков совместной организации порядка в классе, в школе, в обществе.
Формы работы: коллективно-творческие дела, ролевые игры, творческие конкурсы рисунков.
- Организация воспитательной работы с учащимися 8-9 классов
Цель: Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам, на основании действующего законодательства.
Формы работы: Обучающие практикумы, просмотр документальных фильмов.
Так в начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
В рамках уроков истории и обществознания в средней и старшей школах рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.
Разделы истории |
Элементы стандарта, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией |
Элементы содержания по атикоррупционной проблематике |
Всеобщая история |
||
История Древнего мира
5класс |
Архаичные цивилизации Древности. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение исламской цивилизации. |
Появление бюрократии.
Коррупция в Древнем Египте и Шумере. Древнеиндийский трактат о коррупции. Коррупция в Римской империи. Римское право о коррупции. Возникновение христианства. Христианская этика. Отношение к взяточничеству в мировых религиях. |
История средних веков
6класс |
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. | Индульгенции как средство коррупции. Продажность церкви.
Абсолютизм и коррупция. Фаворитизм. Бекингем. Фуке. Казнокрадство.
|
Новое время
7 класс |
Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Идеология Просвещения и конституционализм. Становление гражданского общества. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Особенности духовной жизни Нового времени. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. |
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Н. Макиавелли и Т. Гоббс о коррупции.
Формирование идеологии Просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества. Панамский канал, объединение Германии и «рептильные фонды» Бисмарка. Американские железные дороги. Коррупция в колониальном Китае. |
От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества8класс
|
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.
Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. |
Монополистический капитализм и противоречия его развития. Дело Ставиского Развитие политической коррупции. Связь коррупции и типа политического режима. Политический лоббизм.
|
Человечество на этапе перехода к информационному обществу9 класс |
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
|
Партийная коррупция. Появление клептократических режимов во второй половине XX в. Коррупция – общий вызов для стран с переходной экономикой. Транснациональные корпорации и коррупция. Коррупция и глобализация. Противодействие коррупции в отдельных странах. Формирование международного антикоррупционного законодательства. |
История России |
||
Русь в IX – начале XII вв.
|
Происхождение государственности у восточных славян. Право на Руси. | Становления судебной системы на Руси. Развитие законодательства |
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
|
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.
|
Система кормлений, мздоимство, лихоимство, посулы. |
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
|
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Реформы середины XVI в. Первые Романовы. Социальные движения XVII в. |
Формирование разветвленной системы управления в России. Местничество как принцип формирования госаппарата. Система кормлений. Системный характер коррупции.
Судебник 1497 г. Судебник 1550 г., Борьба Ивана IV с взяточниками. Вымогательство в царствование Алексея Михайловича. Восстание 1648 г. и система наказаний за взятки в суде в Соборном Уложении 1649 г. |
Россия в XVIII – середине XIX вв.
|
Петровские преобразования. Абсолютизм. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Русское Просвещение. |
Антикоррупционная деятельность Петра I. Мздоимство Меньшикова. Система «кормления от дел» при Анне Иоанновне.
Борьба со взяточничеством при Екатерине II. Идеалы просвещения и российские реалии. Борьба с взяточничеством и казнокрадством При Александре I и Николае I . |
Россия во второй половине XIX – начале XX вв.
|
Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.
Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне.
|
Российское чиновничество. Двойные стандарты в борьбе с коррупцией в Российской империи. Причины живучести коррупции («меньшее зло» по сравнению с революционным движением, высокая степень государственного вмешательства в экономику). |
Революция и Гражданская война в России
СССР в 1922-1991 гг. 9 класс |
Революция 1917 г. Провозглашение и утверждение Советской власти. Формирование однопартийной системы.
Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. «Застой». Причины распада СССР.
|
Отрицание коррупции как системного явления. Декрет о взяточничестве 1918 г. Нэп и коррупция. Факторы, препятствующие распространению коррупции в СССР и факторы, способствующие ее сохранению. Борьба с коррупцией как борьба за устранение политических противников. Тоталитарная модель борьбы с коррупцией. Авторитарная модель борьбы с коррупцией. |
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
9класс |
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. |
Либеральная и олигархическая модели борьбы с коррупцией. Особенности коррупции в современной России, ее системный характер, создание коррупционных сетей. Причины распространенности коррупции. Правовая демократическая модель борьбы с коррупцией. Национального антикоррупционный комитет, Совет по противодействию коррупции. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
|
Формы проведения: классные часы в форме дискуссий и
ролевых игр, беседы, конкурсы, круглые столы.
Рекомендуемые темы:
1. Быть честным. По законам справедливости.
2. Проблема «обходного» пути.
3. Откуда берутся запреты?
4. Быть представителем власти. Властные полномочия.
5. Когда все в твоих руках.
6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?
7. Закон и необходимость его соблюдения.
8. Государство и человек: конфликт интересов.
9. Требования к человеку, обличенному властью.
10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.